СМИ о нас: "Как создать студию подарков"

Интервью для spark.ru

Мы занимаемся производством подарков и сувенирной продукции небольшими тиражами. До того, как открыть студию подарков, я почти 10 лет работала в HR – занималась наймом персонала в России, в Дании и в Израиле в компании Intel и Mars. 6 лет была HR-консультантом. Мне тогда казалось, что я все понимаю про людей, процессы и бизнес эффективность. Помню, как я тщеславно относилась к руководителям, которые мучительно не могут выбрать себе сотрудников или построить команду. Как же я удивилась, когда обнаружила, что сама не могу найти и выбрать себе сотрудников, и как сложно организовать их работу.

СМИ о нас: "Как создать студию подарков"

— Надежда, вы же начинали с деревянных игр — шахматы, Го, калах?

— Да, было интересно делать красивые качественные вещи из дорогих материалов, поэтому сразу ориентировалась на высокий ценовой сегмент. К февралю 2018 года успела сделать пробную партию 100 штук игры «Калах», которая полностью продалась к Дню защитника отечества. Порядка 60 штук сразу выкупил крупный российский банк, увидев мой пост на Facebook, остальные разошлись на личные подарки, в основном, через Instagram и другие соцсети. К тому времени у нас еще не было ни сайта, ни рекламы.
После этого посыпались заказы на 8 марта и стало понятно, что наша специализация сильно шире игр. Я с удовольствием придумывала женские подарки на тему театра, балета, литературы, из фарфора и шелка. Так, мы плавно перешли на производство широкой линейки подарков для premium аудитории.

— Что вам помогло зацепить крупных игроков? Креатив? Везение?

— VIP-подарки — сегмент неразвитый, мало предложений, но и запросов, на самом деле, не так много. В основном, тут продаются «бронзовые кони», «подставки на рабочий стол с позолотой». Очень мало элегантных подарков с интересной идеей. Я беспокоилась, что мой подход будет коммерчески неуспешным: кому нужны старые книги, альбомы и скульпторы? Но оказалось, что такая аудитория есть. Им интересны продуманные, аккуратные подарки без массивного брендинга, с интересными историческими связями и сюжетами. Это отражает современный тренд на личное развитие, формирование хорошего вкуса и кругозора. Стало модно читать, ходить на лекции, посещать музеи и выставки. Так, совместно с дизайнером Верой Успенской мы сделали серию про Большой Театр. Использовали открытки начала века с иллюстрациями Большого, пригласили каллиграфа, которая подобрала шрифты и подготовила тексты из либретто самых известных постановок. Сейчас это наша самая «продаваемая» категория подарков. Мы даже не успели сделать рекламу, клиенты стали подтягиваться сами и рекомендовать нас другим.

Несмотря на то, что у меня был небольшой предпринимательский опыт до, создание студии подарков оказалось очень трудоемкой задачей. Первые 3 месяца прошли как в тумане. Было непонятно, что делать, как делать, кому продавать, откуда брать клиентов. Казалось, что никогда не смогу получить заказы, а уж если получу, то точно их не выполню.

В какой-то момент я увидела, что окончательно измучила и себя и семью этими метаниями, села и за пару часов нарисовала рабочую модель. Сейчас я могу точно сказать, что не важно, какую базовую схему использовать на старте. Главное: начать и чутко следить за реакцией и поведением клиентов, статистикой заказов. Сам рынок будет оттачивать вашу бизнес модель.

Изначально я планировала заниматься производством VIP настольных игр: «Калах», «Го», «3D крестики-нолики». Первоначальные инвестиции составили примерно 400 тысяч рублей. Я успела сделать первую партию образцов и тут же ее продать, начать разработку сайта. Но в процессе работы стало понятно, что моя сильная сторона – это хороший вкус и любовь к искусству. И я постепенно перешла на производство подарков про балет, живопись, архитектуру. Пришлось заново готовить каталог, сайт, заказывать образцы продукции. В целом, вложения составили не больше 650 тысяч рублей. Деньги взяла из своих предыдущих запасов, заемные средства не привлекала.

Все вложения окупились за первый год. Но сейчас я понимаю, что можно было действовать намного более эффективно и тратить меньше. Но это и есть тот самый ценный предпринимательский опыт. За первый год сформировался пул «наших» клиентов с запросом на премиальные, качественные подарки про искусство и литературу. В основном приходили по рекомендациям или через круг знакомых.

Например, совместно с БКС Банком под Новый год мы сделали уникальный проект – печать лимитированной серии романа «Цари» с автографом автора Эдварда Радзинского (книга посвящена реформам в экономике Российской Империи в период царствования Александра II «Освободителя»). А для крупного фонда делали потрясающие сладкие «Дягилевские наборы», оформленные иллюстрациями (Серов, Бакст, Рерих) к известнейшим балетам Сергея Дягилева «Русские сезоны».

Круглосуточная работа
Вторым большим открытием для меня стало ощущение ответственности. Совершенно невозможно сравнить самую сложную работу в найме с открытием своего бизнеса. Ощущение риска практически «бегает» по коже, когда вкладываешь свои собственные деньги, и нет никакой гарантии, что они к тебе вернутся.

В итоге первый год я работала почти круглосуточно, могла легко отправлять рабочие письма в 3 ночи, делать презентации в выходные. Регулярно просыпалась от ужаса, что мы забыли заказать материалы для подарков или заказали не то (шла к ноутбуку, проверяла систему, успокаивалась и возвращалась обратно спать). Нагрузка довольно сильно влияла на семью, я постоянно стимулировала себя, а заодно и родных, работать интенсивнее и больше, настаивала на посещении бизнес тренинга или чтении деловой литературы вместо романтического ужина или кино. Помню, как было страшно уехать в отпуск и ослабить контроль. Сейчас ситуация стабилизировалась, и я могу позволить себе иногда выключаться из процесса.

Несмотря на то, что у меня был небольшой предпринимательский опыт до, создание студии подарков оказалось очень трудоемкой задачей. Первые 3 месяца прошли как в тумане. Было непонятно, что делать, как делать, кому продавать, откуда брать клиентов. Казалось, что никогда не смогу получить заказы, а уж если получу, то точно их не выполню.

В какой-то момент я увидела, что окончательно измучила и себя и семью этими метаниями, села и за пару часов нарисовала рабочую модель. Сейчас я могу точно сказать, что не важно, какую базовую схему использовать на старте. Главное: начать и чутко следить за реакцией и поведением клиентов, статистикой заказов. Сам рынок будет оттачивать вашу бизнес модель.

Изначально я планировала заниматься производством VIP настольных игр: «Калах», «Го», «3D крестики-нолики». Первоначальные инвестиции составили примерно 400 тысяч рублей. Я успела сделать первую партию образцов и тут же ее продать, начать разработку сайта. Но в процессе работы стало понятно, что моя сильная сторона – это хороший вкус и любовь к искусству. И я постепенно перешла на производство подарков про балет, живопись, архитектуру. Пришлось заново готовить каталог, сайт, заказывать образцы продукции. В целом, вложения составили не больше 650 тысяч рублей. Деньги взяла из своих предыдущих запасов, заемные средства не привлекала.

Все вложения окупились за первый год. Но сейчас я понимаю, что можно было действовать намного более эффективно и тратить меньше. Но это и есть тот самый ценный предпринимательский опыт. За первый год сформировался пул «наших» клиентов с запросом на премиальные, качественные подарки про искусство и литературу. В основном приходили по рекомендациям или через круг знакомых.

Например, совместно с БКС Банком под Новый год мы сделали уникальный проект – печать лимитированной серии романа «Цари» с автографом автора Эдварда Радзинского (книга посвящена реформам в экономике Российской Империи в период царствования Александра II «Освободителя»). А для крупного фонда делали потрясающие сладкие «Дягилевские наборы», оформленные иллюстрациями (Серов, Бакст, Рерих) к известнейшим балетам Сергея Дягилева «Русские сезоны».

 

Круглосуточная работа

Вторым большим открытием для меня стало ощущение ответственности. Совершенно невозможно сравнить самую сложную работу в найме с открытием своего бизнеса. Ощущение риска практически «бегает» по коже, когда вкладываешь свои собственные деньги, и нет никакой гарантии, что они к тебе вернутся.

В итоге первый год я работала почти круглосуточно, могла легко отправлять рабочие письма в 3 ночи, делать презентации в выходные. Регулярно просыпалась от ужаса, что мы забыли заказать материалы для подарков или заказали не то (шла к ноутбуку, проверяла систему, успокаивалась и возвращалась обратно спать). Нагрузка довольно сильно влияла на семью, я постоянно стимулировала себя, а заодно и родных, работать интенсивнее и больше, настаивала на посещении бизнес тренинга или чтении деловой литературы вместо романтического ужина или кино. Помню, как было страшно уехать в отпуск и ослабить контроль. Сейчас ситуация стабилизировалась, и я могу позволить себе иногда выключаться из процесса.

СМИ о нас: "Как создать студию подарков"

В итоге я поняла, что единственный способ найти «своих» людей — это найти единомышленников. Тех, кто обожает придумывать и готовить подарки, увлекается дизайном, рисунком и оформительской работой. Я стала везде рассказывать про нашу студию и открытые вакансии. Совершенно неожиданно на бизнес-тренинге ко мне подошла девушка и сказала, что хочет работать в подарках. Она оказалась бывшим журналистом и заядлым театралом. Так у нас появился первый сотрудник и театральная подарочная серия. За ней пришел наш операционный директор, девушка с железным характером и большим опытом работы в строительстве и дизайне. Она помогла найти офис, выстроить процесс производства заказов, эффективно управлять поставщиками.

С приходом людей работа начала структурироваться, у каждого появилась своя зона ответственности, многие технические задачи ребята взяли на себя. Я, наконец, смогла сфокусироваться на развитии клиентов и разработке каталога подарков.

К сожалению, не могу раскрыть цифры оборота: у нас подписаны документы о неразглашении публичной информации (у нас 3 госзаказчика). Но я, конечно, не довольна финансовыми показателями. В этом году поставила план вырасти в 2 раза по сравнению с прошлым годом. По маржинальности мы пока не достигли своих показателей, оставаясь в районе 25%, поэтому до конца года будем работать над этим.

Ссылка на источник

Start typing and press Enter to search

Shopping Cart

Корзина пуста.