Выгорание. Часть № 1.

Выгорел или устал?

В период 2020 – 2022 года мы проводили исследование*, где постарались максимально четко структурировать термин выгорание и выделить ключевые маркеры этого состояния, а также собрать статистику по разным респондентским группам. Русскоязычные участники заполняли онлайн опросник Zetic, указывая свой пол, возраст, должность и индустрию. Таким образом нам удалось собрать интересные данные по выборке, а также сформировать типичные профили выгорания для разных должностей и рынков.

Выгорание — это совокупность реакций на хронический стресс. Оно проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, негативизма по отношению к себе и другим. Важно отметить, что это не просто усталость, это именно постепенно развивающее ощущение пустоты и отсутствия смысла, потребность замыкаться в себе и сокращать свой ответ на рабочие ситуации.

Главная причина выгорания — конфликт между ресурсами и ценностями человека и требованиями, предъявляемыми к нему — им самим / обществом / работой, в результате которого возникает душевное переутомление, нарушается состояние равновесия. Т.е. выгорание нельзя решить с помощью отпуска или больничного, но можно выявить корни и работать с ними. В следующей части статьи мы подробно разберем возможные причины и варианты работы с ними.

Можно сформулировать три ключевых стадии выгорания, что поможет нам выделить группы сотрудников, требующих разных подходов:

1. Обесценивание себя и своей работы (неудовлетворенность ситуацией, потеря мотивации, пресыщение работой, тревожность)

2. Деструктивные отношения со средой (эмоциональное отстранение, безразличие, цинизм)

3. Истощение (ощущение пустоты, отсутствия сил, снижение внимания, снятие с себя ответственности, избегание работы).

Выгорание. Часть № 1.

Значение такой трехмерной модели заключается в том, что стресс помещен в социальный контекст и отражает качество взаимодействия человека с коллегами и самой работой. Соответственно по мере развития выгорания сотруднику приходится прилагать больше морально-волевых усилий для выполнения работы, качество работы и уровень достижений – снижается; ресурсов для поддержания работоспособности становится все меньше, человек начинает ощущать неприятие к работе, отторжение от общения с коллегами и партнерами, желание изолировать себя от работы.

Мы решали эту задачу через заполнение участникам электронного опросника Zetic, однако можно использовать личные встречи с руководителем для обсуждения состояния сотрудника, гугл формы для опросов или пульс опросы для сбора аналогичных данных.

Из 2 495 респондентов, участвовавших в исследовании 19% проявляют 1ую стадию выгорания (неудовлетворенность работой, ощущение бессмысленности рабочих задач, тревога за неверно выбранную работу). На этом уровне проблема может решиться за счет обсуждения с сотрудником его состояния и определение мер, позволяющих восстановить равновесие. Тут сотрудник часто сталкивается с расхождением своих ожиданий от работы и реальностью, ему кажется бессмысленным выполнение определенных задач или процедур, он чувствует разочарование от работы и среды, его усилия не соответствуют полученному результату.

Еще 35% респондентов находятся в средней стадии выгорания (ощущают желание защититься от общения с другими). Это говорит о том, что сотрудники сталкиваются с трудностями во взаимодействии (жесткая коммуникационная среда, сложные клиенты / партнеры, необходимость проявлять в коммуникации более активное участие, чем они готовы дать). На этой стадии важно сформулировать вместе с сотрудником основные точки напряжения в коммуникации – «С какой именно проблемой в коммуникации он не хочет сталкиваться и старается избегать этой части работы»?, «Какие типы клиентов или вопросов вызывают наибольшие трудности?». Важно понимать, что выгорание тут происходит не только за счет неприятия коммуникации, но и за счет наложения факторов из 1й стадии выгорания – когда сотрудник ощущает свою работу как бессмысленную или неподконтрольную ему.

И 14% демонстрируют высокую интенсивность выгорания (постоянное желание выспаться, ощущение пустоты, неприятны телесные состояния в ответ на рабочие ситуации, игнорирование части обязанностей, равнодушие к качеству работы). Это зона повышенного риска и внимания со стороны руководителя, так как в этом состоянии сотрудник уже не готов уделять достаточно внимания качеству и результатам своей работы, может игнорировать часть рабочих задач, требующих от него сверх усилий или отказываться от взаимодействия с коллегами / партнерами, которые кажутся ему слишком сложными в общении. На этой стадии часто оказываются самые ответственные и высокопотенциальные сотрудники, которые готовы брать на себя больше задач, преодолевать трудности, принимать на себя проекты с туманным результатом. Статистика показывает, что чем выше уровень самостоятельности и ответственности, тем выше интенсивность выгорания.

Выгорание. Часть № 1.

Выгорание может проявляться в любом возрасте и напрямую не связано со статусом в организации. Однако мы видим четкую разницу между уровнем выгорания у мужчин и у женщин, на всех стадиях женщины испытывают более интенсивное выгорание. Этот результат можно объяснить более низкой эмоциональной стабильностью и более высокой чуткостью, тревожностью и эмпатией женщин (что также статистически подтверждается исследованием). Похоже женщины в целом активнее эмоционально вовлекаются в работу, тяжелее переживают сложности и критику, им сложнее стабилизировать свое состояние и сохранять жизнестойкость.

Выгорание. Часть № 1.
* В качестве модели для объяснения механизма выгорания мы применили клиническую методологию выгорания профессора Герберта Фрейденбергера из профессора Кристины Маслач из Стенфордского Университета. В 2019 году Всемирная организация здравоохранения, опираясь на их работы включила профессиональное выгорание в 11 пересмотр Международной классификации болезней (МКБ-11) в качестве болезненного состояния, обусловленного профессией. Данная модель была апробирована на русскоязычной аудитории под руководством Н. Е. Водопьяновой (СПБГУ), д.м.н. Л.Вассермана (НИИ им. В. М. Бехтерева). Респондентская выборка Zetic на 3 этапе исследования составила: 2 495 чел. (граждане РФ, деловая аудитория возрастом от 16 до 60 лет, период исследования 2021-2022г.

Start typing and press Enter to search

Shopping Cart

Корзина пуста.